avatarakali (avatarakali) wrote,
avatarakali
avatarakali

Categories:

Перевод выступления Элизабет Гилберт "Успехи, провалы и желание продолжать творчество"

Недавно я поняла, что у меня есть кумиры. В хорошем смысле слова. В подростковом возрасте я благополучно пропустила периоды фанатизма и восхищения определенными личностями. И вот теперь, видимо, наверстываю.
Скотт Джурек - это бегун, ультрамарафонец и чемпион, веган, чьи размышления о беге, чья история жизни, мне интересна, в его словах и его опыте я нахожу вдохновение к бегу, какое не нахожу в любых других книгах о том, как надо тренироваться или других описаниях бега на длинные дистанции.

Автор "Есть, молиться, любить", Элизабет Гилберт, стала для меня вдохновением в творческом плане: я не очень люблю ее книги, но мне очень нравится то, как она рассуждает о жизни, мне близки ее слова и размышления.

По тегу elizabeth gilbert я уже собрала небольшую коллекцию переводов ее слов.
Например уже забытая, но не менее актуальное при этом, статья " Ключ к счастливой жизни " - это то, что вспомнилось мне во время недавнего холивара по поводу моих впечатлений от триатлона:

"И мало того – мы дополняем этот стресс постоянным сравнением себя с другими, что на самом деле совершенно удручающее занятие. ...

Нет, правда: давайте не будем?

Позвольте кому-то еще быть лучшей матерью, чем вы когда-либо смогли бы стать, хотя бы на день. Позвольте кому-то еще пойти в школу искусств. Позвольте кому-то еще наслаждаться счастливым браком, пока Вы постоянно натыкаетесь не на тех парней. Тем временем – найдите не ту работу. Переедьте не в тот город. Потеряйте терпение и наорите на босса, прекратите готовиться к этому марафону, сожрите гору печенья на следующий день после того, как Вы сели на диету. Продуйте все начинания, и с бодростью начните все сначала. Вот что нам всем стоит научиться делать потому, что именно так и создаются карты маршрута – после поворотов не туда, приводящих в непердсказуемые дебри, открывающие порталы в новые миры.
"

После волны негативного отклика в этом жж, и не смотря на массу позитивного отклика тоже, одним из моих желаний было - затаиться и не писать больше. И теперь я хочу рассказать о том, почему я не могу НЕ делиться со своими читателями своей жизнью.


В словах Элизабет я продолжаю искать свои "ключи". На днях на TED talks вышло ее выступление, где она с очаровательнейшей улыбкой поделилась своим пониманием того, как найти свое призвание, себя настоящую, свой "дом", не смотря на взлеты или падения. Это выступление оказалось настолько созвучным с моими размышлениями о том, как, не смотря на любые отклики, я продолжаю заниматься триатлоном и писать об этом, делиться со своими читателями своими впечатлениями, что я решила перевести текст этого выступления с английского на русский:


"Ваш «дом» - это то, что Вы любите делать больше, чем Вы любите себя. Это может быть творчество, это может быть семья, это может быть инновация, приключение, Вера, служение, или даже разведение вельш-корги, я не знаю, но это точно то, чему Вы можете посвятить свою энергию со всей силой настолько, что результат последует сам собой"



Success, failure and the drive to keep creating - Успехи, провалы и желание продолжать творчество



--------------------------
"Однажды ,пару лет назад, я была в аэропорту JFK в Нью-Йорке, ожидала посадки на рейс, когда ко мне подошли две, не побоюсь сказать, так как, надеюсь, это их не оскорбит, тетки итальянского происхождения, такие, знаете, с характерной манерой разговора.

Одна из них, что повыше, и высотой мне где-то по грудь, подходит ко мне и спрашивает: «Милочка, я не могу, мне ужасно любопытно – Вы, случайно, не имеете отношения ко всей этой истории с Есть, Молитьс, Любить?»

Я говорю:
- Да, имею отношение
Она толкает в бок свою подругу и говорит: «Ну! Что я тебе говорила, это же она! Та, что написала книгу по фильму»

Так что да, это она, прямо перед вами. И, поверьте, я очень рада быть именно этим человеком, потому, что все это написание «Есть, молиться, любить» для меня было настоящим прорывом. Но при этом это все поставило меня в неоднозначную ситуацию, при которой для любого дальнейшего развития писателю нужно понять, как именно нужно написать книгу так, чтобы всем понравилось потому, что он точно знает, что тем, кому понравилась книга «Есть, молиться, любить», будут ужасно разочарованы просто потому, что любое следующее произведение уже не будет «Есть, молиться, любить », а тем, кому книга «Есть, молиться, любить» не понравилась тоже все будут огорчены потому, что любая следующая книга будет доказательством того, что я все еще существую. Так что я понимала, что у меня просто нет выхода, и это на какое-то время заставило меня серъезно задуматься по поводу того, а стоит ли мне писать вообще, или, может, cтоит уехать в деревню, заняться разведением собак породы вельш-корги. Но если бы я это сделала, если бы я перестала писать, я бы потеряла в жизни возможность делать то, что я люблю. Так что я знала, что мне нужно найти такое вдохновение, чтобы следующая книга была написана вне зависимости от того, что она неизбежно получит негативные отклики. Или, другими словами, мне нужно было найти возможность заниматься творчество, не смотря на прошлый успех. И, основываясь на том жизненном опыте, который я получила раньше, я поняла, как можно пережить творческий кризис

Тут мне нужно отступить на минутку и пояснить, что все, чем я хотела когда-либо заниматься в жизни – это быть писателем. Я писала в детстве, я писала в подростковом возрасте, и, когда я была подростком, я уже рассылала свои ужасно написаные истории в издательство The New Yorker, в надежде на то, что меня опубликуют. После выпуска из колледжа я стала работать официанткой в ресторане, продолжала писать и работать одновременно, продолжала пытаться получить публикации, и получать отказы. Мне отказывали в публикациях лет шесть. Почти шесть лет, каждый день я получала ответы о том, что мне отказано в публикации. И каждый раз это меня просто убивало, каждый раз я сталкивалась с вопросом, может хватит пытаться что-то сделать и пора избавить себя от этих мучений. Но я снова и снова осознавала свой ответ на этот вопрос, и ответ всегда был один и тот же: «Я не собираюсь сдаваться, у меня есть мой дом»

И тут надо понять, что «мой дом» - это даже не метафора для «старой семейной фермы». Для меня «вернуться домой» означает – прийти домой и заняться творчеством. Писательство – это дом моей души потому, что я люблю писать больше, чем ненавижу мучения из-за своих провалов и ошибок в этом, или даже так – я люблю писать больше, чем свое «Я», то есть – писать я люблю больше, чем люблю саму себя

И самое странное – то, что 20 лет спустя, когда начались все эти американские горки с выпуском «Есть, молиться, любить», я поняла, что снова и снова становлюсь похожей на ту девушку-официантку из ресторана, какой я когда-то была, я вспоминаю ее постоянно, и чувствую все чаще, что я – это она, что, с логической точки зрения, не имеет никакого смысла потому, что наши жизни настолько разные. У нее были постоянные провалы, а у меня – успех, о каком я даже мечтать не могла. У нас не было ничего общего. Так почему же мне опять казалось, что я – это она, снова и снова?

И только когда я начана пытаться проследить эту странную, невероятную психологическую взаимосвязь, я поняла, что это совпадение получилось благодаря тому, что мы переживаем неудачи так же, как мы переживаем успехи. Представьте себе: всю свою жизнь вы проводите в обычном своем существовании, переживаете обычные события, все нормально, ничего страшного не происходит, всё обычно. Неудачи перебрасывают вас с катапультирующей силой резко в мир темноты и разочарования. Успех, точно так же резко, с катапультирующей силой, забрасывает вас в настолько же слепящий мир света и похвал. И в нашем мире первое событие считается плохим, а второе объективно считается хорошим, но Ваше-то подсознание полностью не способно отличить в этом плане плохое от хорошего. И все, что оно способно отличить – это абсолютную величину эмоций при таких событиях, или, иными словами – разницу в расстоянии, отделяющем нового Вас от обычного Вас. И в любом из этих вариантов для психики это действует обескураживающе, оказывается опасным.

Но в обоих случаях получается, что способом для восстановления своего «я» становится одно и то же, и это – то, что нужно «вернуться домой», насколько быстро, насколько это возможно, и если Вы не знаете, что для вас определяет «дом», вот мой совет: Ваш «дом» - это то, что Вы любите делать больше, чем Вы любите себя. Это может быть творчество, это может быть семья, это может быть инновация, приключение, Вера, служение, или даже разведение вельш-корги, я не знаю, но это точно то, чему Вы можете посвятить свою энергию со всей силой настолько, что результат последует сам собой.

Для меня моим «домом» всегда был литературный труд. Так что после странного, неожиданно головокружительного успеха с «Есть, молиться, любить», я поняла, что мне просто необходимо сделать то, что я обычно делаю в непонятных ситуациях. Мне нужно было продолжать вкалывать, работать, и это то, что я сделала, и поэтому в 2010м году была опубликована книга, выхода которой я так боялась после «Есть, молиться, любить». И знаете, что получилось с выходом этой книги? Получился еще один провал, и мне было все равно. Просто потому, что я чувствовала себя уже неуязвимой потому, что это заклятие неудач больше на мне не действовало, я нашла свой путь домой, и продолжила писать просто ради самой радости творчества. И я продолжила писать после этого, и написала еще одну книгу в прошлом году, которая вышла с прекрасным успехом, что очень приятно, конечно, но я сейчас не об этом. Я хочу подчеркнуть то, что я продолжаю писать, и работаю сейчас над еще одной книгой, и напишу еще одну книгу после этого, и так далее, и так далее, и многие из этих книг станут неудачными, или, может быть, некоторые станут успешными, но у меня в любом случае всегда будет своя тихая гавань и место, где я могу скрыться от ураганов любого толка до тех пор, пока я буду помнить, где мой дом

Я не знаю, что является вашей «тихой гаванью», но я знаю, что у вас точно есть в жизни то, что вы любите больше самих себя. При этом это что-то – это нечто достойное, так что зависимости и нервозные привязанности не считаются, мы же все знаем, что они не приносят ощущения безопасности, так? Так что все, что вам нужно сделать – это понять, что же самое лучшее в вашей жизни, самое достойное, вы любите больше самих себя, а затем – нужно построить свой дом там, и не забывать о нем. И если у вас когда-либо в жизни случится такой успех или провал, что Вам будет плохо, все, что вам нужно будет сделать – это вернуться домой, склонив голову, с достоинством и упорством, с честью и вниманием продолжать выполнять то дело, к которому у Вас лежит душа, что Вы не можете не делать. Просто продолжайте делать так, снова и снова, и я вам обещаю, исходя из своего богатого опыта в обоих направлениях, что все у вас будет хорошо. Спасибо "
---------

И именно поэтому я продолжаю - и брать очередные проекты на работе, и учиться, и триатлон, и жж, переводы, фотографии еды - и продолжаю переживать всю эту массу ярких жизненных приключений и продолжаю делиться этим с читателями потому, что это то, что я люблю больше, чем боюсь негативных окликов или результатов, то что я не могу не делать.

Всем успешной недели!

UPDATE! В прошлой записи видели фото "Бар Гадкий Койот"? Мне неимоверно понравился когда-то этот фильм и стал чуть ли не определяющим в жизни!
Так вот, оказывается:
В 1997 году GQ печатает статью "The Muse of the Coyote Ugly Saloon", написанную Гилберт после работы барменом в баре на нижнем Ист-Виллидж. По мотивам этой статьи снят фильм Бар Гадкий койот.
Я знал, я знал, что Элизабет - моя путеводная звезда! =)
Tags: elizabeth gilbert, translation
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments