avatarakali (avatarakali) wrote,
avatarakali
avatarakali

Categories:

Сикхский храм, гурдвара, Нанаксар в Дели и немного о разных ветвях сикхизма

pomidorinka своими безумными приключениями в Индии (Дели-Амритсар-Агра-Джайпур-Варанаси-Гоа) и не менее впечатляющими отчетами с подробными фотографиями и рассказами об Индии сподвигла меня таки вернуться к фотографиям из нашей поездки в Индию в ноябре 2011го.


Nanaksar Gurdwara в Дели


Сначала думала Агру/Тадж-Махал и делийскую гурдвару в одну запись занести, потом поняла, нет, про Нанаксаров надо отдельно рассказывать =) Полезла в интернет искать про Нанаксар и стала обсуждать с Че - поняла, что прежде, чем рассказывать про это ответвление сикхизма, надо обрисовать картину распределения религиозных ответвлений в сикхизме в целом.

Сикхизм - это не единая, монолитная религия с парой-тройкой основных ответвлений. Сикхизм начался настолько недавно и настолько "человечно", как организация, созданная конкретными, поименно, реальными людьми, и в правилах сикхизма столько свободы для интерпретации, что это все, логичным образом породило то, с чем Гуру Нанак пытался бороться - ветви, внутри-сикхские касты и разборки, политическую привязку сикхизма к реальной жизни... Началось все с разделения сикхов еще при последних гуру, когда каждая группа последователей сикхских гуру стала "тянуть одеяло на себя", утверждая, что вот именно они - самые православные сикхи, а продолжилось уже в 19-20м веке (и все в курсе, куда привела политизированность сикхов - про Индиру Ганди, например)

Да, есть определенный "свод правил жизни сикхов", эдакая "социальная концепция" сикхизма Sikh Rehat Maryada . Но он был основан сравнительно недавно и был основан группой сикхов, а не то, чтобы принят всеми сикхами вообще единодушно.

В результате всех этих пертурбаций в последние лет 300 в Панджабе получаем основные течения сикхизма (Хальса Рехат):
  • Damdami - последователи Гуру Гобинда Синха, весьма политизированная группа
  • Nihang - наиболее узнаваемые и колоритные "персонажи", одевающиеся в одежды, какие носили "боевые" сикхи во времена первых гуру
  • Nanaksar, эдакое "монашество в сикхизме", собственно о них чуть ниже подробно
  • AKJ - Akhand Kirtani Jatha - фунтаменталисты и, собственно, сепаратисты в свое время
  • Singh Sabha - тоже активисты, но по-своему: с активным проповедением и обращением в сикхизм представителей других религий
    И многие многие другие!

    Нанаксар - это город в Панджабе, в котором началась история этой ветви сикхизма, "Nanaksar Movement", отличающаяся от традиционного, "православного" сикхизма в нескольких догматах, в определенных традициях, по форме ритуалов и внешним выражении верований.

    http://www.philtar.ac.uk/encyclopedia/sikhism/nanak.html - вольный перевод отсюда

    Следователи течения Нанаксар - вегетарианцы (лакто-вегетарианцы), исповедают целибат для гуру, простоту, аскетизм и медитацию, концепцию ученичества. Гуру этой традиции верили, что чтение главной книги сикхов, Гуру Грантх Сахиб, приведет их к встрече с духовным воплощением самого Гуру Нанака. Служители этой ветви сикхизма, «Севадары» (от слова «сЕва» - добровольная служба во имя сикхизма) обычно не женятся, их называют «бахингамы» , что буквально означает «птицы», которые не прикованы ни к чему земному. Следователи традиции Нанаксар считают, что Гуру Нанак – воплощение (аватара) Бога. (хотя индуистская концепция «аватар» отрицается «православными» сикхами основного сикхского течение Хальсы)


    Эта ветвь сикхизма началась при жизни сикха Nand Singh (1869/1872-1943), который получал видения Гуру Нанака (основателя сикхизма), гуру Хар Кришана и Гуру Гобинда Сингха во время своих богослужений и медитаций, наставляющих его на тщательное изучение и знание Гуру Грантх Сахиб

    Служения в сикхских храмах, гурдварах, этого течения песнопения, киртан, более длинные и усиленные, чем в других храмах. Рядом с храмами этой ветви сикхизма не ставится символичное «копье» - шест, замотанный в оранжевый материал, обычный для гурдвар более политизированных, основных, сикхских течений.
    Следователи течения Нанаксар не поддерживают политических лидеров и не произносят социально-ориентированных проповедей или выступлений (обычных для большинства других сикхских организаций) . Служители Нанаксар ностят белые длинные рубахи, но не носят брюки, повязывают белые тюрбаны, располагая ткань горизонтально на лбу.
    В иконографии Нанаксар, изображающей Гуру Нанака, отслеживаютс ноты буддистских традиций.

    Самое главное, как утверждают следователи течения Нанаксар, отличие их гурдвар: в потчете главной книге сикхов Гуру Грантх Сахиб (Ади Грантх): в отличие от основных течений сикхизма, согласно которым в гурдварах Ади Грантх располагается на кровати, подобно гуру-человеку, в гурдварах Нанаксар для Ади Грантх отводится гораздо более обширная площадь со всевозможными украшениями.

    Гурдвары Нанаксар во всем мире следуют приблизительно одинаковому архитектурному плану храмов.


    Родители Че с детства были вегетарианцами и весьма "православными" сикхами, "амритхари" (так называют тех, кто принял сикхское "крещение" и строго следует Sikh Rehat Maryada , в отличие от менее строго-православных-сикхов), а лет 15 назад стали более "ответственно" и регулярно посещать гурдвары, в частности - Нанаксар гурдвару неподалеку от их городка, таким образом влившись в это ортодоксальное течение. С тех пор при любой возможности Че и его семья посещают гурдвары Нанаксар в мире: так, в Лондоне мы зашли в Нанаксар Гурдвару в Southall, а родители Че, когда гостили в США, вместе с Че съездили в Нанаксар гурдвару в Хьюстоне, в штате Техас.

    Поэтому, когда мы были в Дели, мы, естественно, направились туда же =) В 2006м году мы с родителями Че там уже были, причем мы еще и ночевали там же - в комнатушке при гурдваре, на матрацах на полу вчетвером, по-спартански, ибо раз пригласили, родителям было неудобно отказывать. В этот раз Че тоже встретился со служителями этой гурдвары, мы попили чаю, пока Че с ними общался (для меня послали мальчика специально сделать чай без молока, просто крепкую заварку со специями), поговорили, но избежали повторения такой ночевки =)


    Основной зал гурдвары Нанаксар - обычно женщины садятся с одной стороны, мужчины - с другой, хотя не возбраняется сидеть где угодно






    P.S. + впечатления о Нанаксар-гурдваре в Ванкувере (c) lagoonca
    + Про еще одну известную делийскую гурдвару, Bangla Sahib у shivom
    + про московскую гурдвару чуть ранее по тегу sikhism у меня в жж
  • Tags: india2011, sikhism
    Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 19 comments