avatarakali (avatarakali) wrote,
avatarakali
avatarakali

Categories:

О книге Элизабет Гилберт Committed - Часть 1. О браке и ожиданиях от брака

"Есть, молиться, любить" Элизабет Гилберт в России представлять не надо: книга уже давно стала популярной. А вот о книге "Committed: A Skeptic Makes Peace with Marriage" на русском невозможно найти практически никакой информации, даже того, как официально название книги переводится. Committed - Верность? Верны? Верные? Как-то все не то, хотя бы потому, что вся книга - это рассказ Элизабет о том, как она пришла к пониманию, что такое брак, личное восприятие супружества как явления и личный опыт семейных отношений: и все это с точки зрения крайнего скептика по отношению к концепции брака.


с официального сайта Элизабет Гилберт
http://www.elizabethgilbert.com


Книга "Есть, молиться, любить" (о которой я как-то пару слов у себя 2 года назад писала - простенько, но интересно в целом было) заканчивается началом отношений Элизабет с Филипом - бразильцем, проживающим в Индонезии на тот момет. Пара долго и счастливо путешествует по миру... до тех пор, пока в один прекрасный момент отсутствие официально оформленных отношений и неосторожность с документами ставит их перед фактом необходимости официального брака. (Глава 1 этой книги называется "Брак и сюрпризы" ;) )


Иными словами: ребята почему-то краткосрочную визу в США для бразильца Филипа на 3 месяца получали раз 10, думая, что так может быть всю жизнь. Хотя там же явно, кажется, в правилах получения этой визы сказано больше раз трех подряд не особо рекомендуется пытаться такую визу оформить. Кстати, я всегда считала, что жениться стоит исключительно только потому, что при официальном браке совместное существование с бюрократической точки зрения существенно облегчается по сравнению с неофициальными отношениями, увы, так работает этот мир. А все личные сентименты по этому поводу - уже вторичны.
Кстати, именно по этой прозаической причине я еще и считаю, что фамилию на одну менять гораздо удобнее. И на данный момент надеюсь скоро подать заявку на индийский документ , PIO Card - Person of Indian Origin Card, позволяющий мне приезжать в Индию без визы и какие-то еще прочие бантики.


Сразу скажу, что с первых страниц книга показывает, что по качеству написания, по уровню мастерства слова - Элизабет очень выросла по сравнению с легкой, иногда немного скомканной, "Eat, Pray, Love", граничащей с чиклит. Committed очень приятно читать, приятно повторять затейливые фразы, красивые обороты, приятно просто наслаждаться чтением, а не думать, как можно было бы сказать лучше. Такое же наслаждение приносит сама история-рассуждение, размышление о браке, которое Элизабет преподносит по частям:


Элизабет рассказывает о встрече с традиционной семьей Хмонг (народность в Лаосе), и о том, что она увидела в концепции брака по договоренности, присущего традиционным обществам.

Надо сказать, я не совсем согласна с тем видением брака по договоренности, какое Элизабет показывает в своей книге, но и не совсем не согласна. Объясню почему.

На примере той семьи Хмонг Лиз показывает, что брак по договоренности заключается для поддержания социального порядка определенного общества, для того, чтобы люди в таком браке могли осуществлять свои социальные функции: содержать семью, дом, работать. Такой брак, говорит она, не создается с целью удовлетворения эмоциональных потребностей, он практичен: в нем нет неописуемых ожиданий от партнера, какими полны западные браки - если партнеры в таком браке осуществляют свою социальную функцию, то брак можно считать удачным.

В то время как в "западном" браке, измерение "удачности" брака иное: оно измеряется не количеством золота в приданое, не количеством детей, а качеством совместной жизни. Потому, что "западный" брак создается с другими целями, среди которых и присутствуют социальные, но не являются главными в большинстве случаев. И поэтому нам так трудно понять браки по договоренности: потому, что с западной точки зрения вероятность несчастной жизни в таких браках кажется очень даже высокой. Но дело-то в том, что с точки зрения брака по договоренности, эмоциональное состояние супругов практически не имеет значение.

В традиционном понимании и в Индии все эти браки по договоренности складываются обычно именно с социальными целями: преумножить материальные блага, создать большую семью. О, я так часто слышала это мнение индийцев о "европейских" браках, о "браках по любви", мол, двое в таком браке полны эгоизма и эгоистичных нереальных, завышенных ожиданий от партнера, и когда такие ожидания не оправдываются, на западе все легко разводятся. А, мол, в Индии так не делают, в Индии работают над браком.

Ах, как я не люблю такие утверждения!
Только в последнее время среди моих знакомых индийцев распалось 3! три пары, созданные именно браком по договоренности. Про одну историю я уже писала под замком, две остальные распались банально - люди просто не подходили друг другу, но и терпеть такие отношения, проживая на западе, не могли. Это как с коммунизмом - идея красивая и светлая, но человеческий фактор не учитывающая.

Похожий вывод делает Элизабет: она говорит о том, что если традиционные браки по договоренности встречаются с концепцией брака "по любви", то концепция брака по договоренности трещит по швам. Просто потому, что человеку, как существу эмоциональному, нужно большее, чем просто удобное совместное существование.

Кстати, по поводу удобного совместного существования: точно также западные браки трещат по швам при неумении существовать с любимым человеком мирно, дружно и так, чтобы никому плохо не было.


После прочтения этой главы у меня в голове возник образ брака как бисквитного торта с кремом с двумя слоями: корж и крем.
Корж - основание. Для меня это основание - любовь, та база, то основное, что связывает людей. Крем - умение жить вместе удобно, умение совместного существования.

Так вот на мой взгляд традиционный брак по договоренности ориентируется только на "крем, на ту мягкую субстанцию, которой если много - на ней, конечно можно продержаться на поверхности. Но все-таки мне кажется, что если нет коржа, основы - то такой брак-торт все-таки не продержится долго. Точно так же, как и брак без умения совместного существования, без некой схожести - тоже долго не проживет.

Кстати, Элизабет рассмешила меня до слез рассказом о "разводящихся чайках": пара слов о книге William Jordan "Divorce Among the Gulls" - о том, что даже среди чаек есть 25% разводов.
- Вы только подумайте, - говорит Гиблерт, - у существ с мозгами не больше батарейки для фотоаппарата, такие проблемы! Что уж говорить о людях!

=))))

Дорогие мои, я по всей книге сделала закладки о том, что меня в книге зацепило, мне так хочется всем этим с вами поделиться, обсудить. А пока вот получилось только по одной главе пройтись!
А там много еще чего!

Остальные главы книги:
  • Глава 3. Брак и история
  • Глава 4. Брак и страсть
  • Глава 5. Брак и женщины в браке
  • Глава 6. Брак и независимость
  • Глава 7. Брак и разрушительные силы
  • Глава 8. Брак и церемонии

    Пишите, оставайтесь с нами, продолжение следует! ;)
  • Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 55 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →