avatarakali (avatarakali) wrote,
avatarakali
avatarakali

Category:

Рабочее - про тестирование


"A good tester has the heart of a developer...in a jar on the desk"


Oдна гостья моего жж, пожелавшая остаться неизвестной, задала мне вопрос, который я перефразирую, и который просто ключевой в моей профессии:
- как можно работать в тестировании и не заскучать, как можно развиваться в тестировании, ведь это же скучно - тыкать в кнопки.

Ответ на этот вопрос находится в понимании, что тестирование - это не тупое тыкание в кнопки, это полноценный процесс в деле создания информационной системы.

Попробую изложить свою позицию по поводу тестирования.

Во-первых, хочется сразу подчеркнуть, что, как и в любой профессии, не стоит заниматься каким-то делом, если это дело не зажигает, не нравится, не заводит, не становится средством самовыражения. Это я по поводу любой профессии так считаю: ну смысл чем-то заниматься, если это не то, чем хочется заниматься? Жизнь одна и короткая, и тратить ее на нелюбимое дело - бессмысленное занятие.
Ну, это в целом такая точка зрения.
То есть, если Вы не считаете тестировани софта интересным занятием - ради будды, не занимайтесь им, найдите что-то еще для себя: всем будет легче.
Мне приходилось сталкиваться с "тестировщиками", приходящими в отдел тестирования только потому, что больше негде было работать. Например, человек по складу ума - аналитик, программер или администратор замечательный, но позиций аналитика или администратора в определенный момент в компании не находится, вот и ставят таких людей на время в отдел тестирования. А толку от этого - никакого, такие люди уходят из тестирования при первой же возможности, и никакого определенного вклада в дело, которым занимается отдел, не приносят.


Во-вторых, для некоторых людей тестирование может показаться скучным и бесперспективным занятием даже при общей заинтересованности в процессе.

Мне кажется, что потеря интереса к процессу тестирования исходит из отстутствия видения целостной картины проекта, для которого проходит тестирования: из за отсутствия такого видения и нет понимания того, как возможно определенному тестировщику развиваться в области тестирования.

Правильно, в некоторых проектах нет возможности направлять силы на улучшения процесса из-за загруженности основной работой. Я с этим сталкиваюсь постоянно сама: есть какие-то дополнительные задачи для развития, но нет времени на то, чтобы этими задачами заниматься.
В таком случае я всегда держу в уме поговорку про то, что слона надо есть по кусочкам =)

Если вы не понимаете, что вы можете сделать для развития как тестировщик, нужно постараться определить, что можно, а что не имеет смысла улучшать в данном проекте. Нужно вместе с руководителями, вместе с вашей командой понять области развития проекта в целом. Затем, исходя из определения таких областей определить, какие этапы проекта могут выиграть при улучшении тестирования. Определить задачи для такого улучшения, поставить достижимые, измеряемые и так далее цели на определенные периоды времени - полгода, год.

И тогда ваша работа в течение года будет состоять не только из рутинного выполнения кликаний, но и из какого-то процента (20% времени - максимум реально посвящать "посторонним" задачам при постоянной работе над текущими задачами) работы, направленной на достижение этих поставленных целей. (Слона по кусочкам, да)

Для того, чтобы понять, что можно улучшить в процессе тестирования в данной компании, попробуйте представить, что бы вы сделали, если бы вам предложили организовывать систему с нуля.

Ну вот просто например, "на пальцах", вы можете:
- составить картину процессов, которые поддерживаются Вашей системой
- определить, какие процессы тестируются, какие- не очень, для чего есть документация, для чего - нет.
- определить, каким методикам необходимо следовать для повышения качества тестируемой продукции. Следует ли команда тестирования какой-либо методике, нет? Что нужно, чтобы следовать методике более точно?
- Определить, какие инструменты необходимы и какие уже используются, чтобы следовать этой методике
- определить, какая команда нужна для достижения такого-то уровня качества, создать эту команду в конце-концов
- определить критерии выхода для процесса улучшения тестирования, довести до заинтересованных участников процесса информацию о том, как выиграет процесс от улучшения тестирования

и так далее, по книжкам: слава будде, про тестирование уже много написано, не то, что во времена, когда я тестированием только начала заниматься и не знала тоже, куда податься =)
Главное, поймите, даже если вы находитесь на позиции, на которой от вас требуется "только на кнопки нажимать" вы можете применить свои умения для улучшения всего процесса в целом. А отсюда и интерес может появиться.


Когда я переехала в США, в моей работе изменились некоторые параметры.
Пока я работала на Кипре, я путешествовала по работе, так как работала в девелоперском центре, откуда нас посылали к заказчикам на разные проекты. Так поступают и компании, поставляющие свою систему в разные точки мира, так и компании, занимающиеся консультированием заказчиков при установках разных, не принадлежащих компании-консультанту, систем.
А вот сейчас сижу у заказчика и никуда не путешествую по работе =)
В какой-то момент мне начало казаться, что это клетка, тупик.

И только при помощи моего руководства, людей, у которых мне еще учиться и учиться, и своих коллег, находящихся на более высоком уровне профессионального развития, чем я, и коллег, которые работают немного по-другому, чем я, обладают какими-то уникальными навыками, я научилась видеть свой путь и в условиях отсутствия путешествий, поняла, что мне есть к чему стремиться и тут, что у меня есть цели для профессионального роста и при одной и той же тестируемой системе.

Вот эти цели я и распределила для себя как того слона, которого мне в течение года надо съесть по кусочкам, и, как показывает результат прошлого года - цели, поставленные на прошлый год оказались-таки в результате достигнутыми, именно за счет того, что какой-то процент времени в день я посвящала вот таким "посторонним" занятиям для профессионального развития, а так же в течение будничной работы держала эти цели в уме, что выводило меня к каким-то новым решениям, подавало какие-то полезные для процесса тестирования идеи.

Это я все к тому, что даже когда закрываются какие-то двери - надо искать те, что открываются вместо них! =)


Я постоянно перелистываю какие-то книги, связанные с процессом тестирования. Прохожу онлайн-курсы по рабочей тематике, организованные нашей компанией для своих сотруднков. У меня пока нет четкого представления о том, как именно я хочу применить получаемые знания: в плане определения дальнейшего профессионального развития я несколько в подвешенном состоянии на данный момент. Но в любом случае я знаю, что на данный момент я стараюсь сделать все, чтобы накопить как можно больше профессиональных знаний и "набить руку" в постоянной ежедневной работе, возможно применяя эти знания.


Книги, какие я вижу у себя на данный момент:
Rex Black: "Managing the Testing Process" - какие-то сферические кони в вакууме в основном, но есть и забавные case studies, какие-то законы тестирования объясняются, небесполезная книжка

Elfriede Dustin "Effective Software Testing: 50 Specific Ways to Improve Your Testing" - лирика, ля-ля-тополя по поводу тестирования, но какие-то идеи могут возникнуть при чтении

Cem Kaner, James Bach , James Bach, Bret Pettichord "Lessons Learned in Software Testing"
практически настольная книга, которую я листаю иногда, когда ищу ответ на какой-то повседневный вопрос

Watts S. Humphrey "TSP: Leading a Development Team (The SEI Series in Software Engineering)"
книга, которая помогает мне не сойти с ума =) глядя на то, как развивается моя команда, и понять, по каким законам она развивается и что с этим делать =)

ну и еще какая-то коллекция книг дома и в pdf есть
вы читали "Путь камикадзе: как выжить в безнадежных проектах" ? =)

Кстати, я не могу читать профессиональную литературу в переводе на русский язык с английского, это я уже поняла, пока гуляла по русским книжным: я постоянно при чтении таких книг "перевожу" текст обратно на английский в уме и замечаю ошибки перевода =) Если кто-то знает какие-то русские книги по тестированию: вы не молчите, советуйте! =)

Ну и вообще, коллеги-тестировщики, рассказывайте, как ваша тестровщицкая жизнь складывается ;)

P.S.Improving the world one bug at a time.
Tags: books, work
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →