avatarakali (avatarakali) wrote,
avatarakali
avatarakali

Category:

Немного про касты в Индии

Вынесу из коментов к предыдущему постингу про arranged marriage, ибо вопрос о кастах в Индии для многих до сих пор очень непонятный.

Сразу сделаю оговорку: все, что я скажу о кастах - это мое сугубое имхо с колокольни жены сикха, а не индуса, поэтому я в тонкостях индуистского "табелях о рангах" разбираюсь очень и очень смутно. Сикхи в "табеле о рангах" индуизма обычно обозначаются потомками представителей каст, простигосподи не помню уже точно, кшатриев (воинов) и еще кого-то там (земледельцев). То есть индуизм сикхов за "совсем чужих" не признает, а сикхи себя никакими кастами не исчисляют, и считают, что никакой касты у них нет. Поэтому от мужа-сикха мне так и не удалось клещами выцепить особые знания по поводу каст, кое-что - прочитано, кое-что - из разговоров с друзьями-индуистами, кое-что - от родителей Че..



Не хотелось бы звучать как Арбатова, поэтому сразу предупреждаю, что вполне возможно, я ошибаюсь в оценке понятия каст в Индии. Если кто-то грамотно поправит и расскажет более подробно - буду только рада.

Итак, касты.
Казалось бы - архаизм. Но в Индии - это реальности жизни большинства. Это ярлык, прилепряющийся к человеку с рождения, слово, обозначающее, какое место будет человек занимать в обществе когда речь заходит о браках, образовании, работе...

В политической системе Индии целые баталии идут из-за того, что игнорировать важнось каст - невозможно, принять официально - тоже невозможно.
: официально в Индии в каждом государственном учреждении обязан быть определенный процент мест, так называемые резервируемые места, на которые не может претендовать представитель касты, не пренадлежащей к списку низших каст. Закон этот был издан с целью дать возможность низшим кастам развиваться: без этого закона низшие касты никогда бы не смогли иметь право ни на что вообще. Теперь проблемы возникают из-за того, что партии низших каст требуют увеличения квот зарезервированных мест то тут, то там. Если эти квоты отменить вообще - то опять представители низших каст будут на задворках социума, если внять их требованиям - так они и ноги на стол. Так и живут, вечным тянитолкаем.

На практике противостояния представителей низших и высших каст происходят ежедневно, официально все делают вид, что это исключение из правил, и на самом деле в Индии все равны, да и не из-за касты все, а так - человек дурной попался и т.д. и т.п.

Вопрос о касте четко прослеживается в случае браков: касты жениха и невесты должны совпадать.
Там целая система кто какой касты. Но принцип один - ты той касты, какой касты твои родители, причем ранг твоей касты, опять же, если я не ошибаюсь, определяется более низким из двух рангов каст, если касты родителей не совсем совпадают. Поэтому на каждом человечке в Индии с рождения висят эти касты-ярлыки, которые определяют во многом путь их жизней...

По поводу касты не-индийцев как такового общего мнения нет. Но приблизительно есть 2 подхода:

а) Европейцы - это потомки тех людей, которые не дошли до Индии, поэтому они как бы принадлежат к эдакой недо-касте, и при желании могут обратиться в индуизм. Этим толкованием пользуются ИСКОНцы и прочие либеральные кришнаиты.

б) Европейцев как бы и не было в то время, когда формировались касты (типа - в то время, когда в Индии строились храмы, в Европе еще не изобрели колесо), поэтому и сейчас их в кастовой систему как бы нет и быть не может никогда. То есть, если в человеке нет индийской крови на данный момент и он не в курсе, была ли когда -нибудь такая кровь в его роду, то человек не может быть настоящим индуистом, сколько бы он обрядов не исполнял, во что бы он не верил. Это как раз то классическое объяснение, которое стоит в корне всех слез и соплей в индуистско-европейских браках...

Но это еще одна сказка, которую я все собираюсь рассказать, да все никак ;)
Tags: indian culture
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments