avatarakali (avatarakali) wrote,
avatarakali
avatarakali

Category:

Про сикхскую гурдвару в Никосии и холодные полы.

Мало того, что 6го января был Рождественский Сочельник, так в этом году в этот день так совпало, что 6го января был еще и сикхский праздник Гурупараб, День Рождения десятого и последнего сикхского гуру - Гуру Гобинд Сингха, который много полезного для сикхов в свое время сделал, за что очень почитаем в народе.

Недавно в Никосии, столице Кипра, несколько особо религиозных сикхов соорудили гурдвару в арендуемом типично-киприотском домике.


Мы с Че там не были, и именно в это воскресенье вся дружная сикхская тусовка в нашей компании решила поехать в гурдвару. Ну и я заодно.

Программа была стандартной: сначала мы опоздали часа на 2, потом коллеги сидели внутри этого домика и слушали сикхские песнопения-киртан, а я бегала вокруг и фотографировала происходящее, и, в завершение, был лангар - совместный сикхский обед.
Причем все было очень даже по-индийски: и то, как бойко девушки пекли во дворе индийские лепешки на огне, и то, как украсили дом-гурдвару внутри и то, как безалаберно организована туалетная комната.




так традиционно пекут индийские лепешки-чапати
для сикхского лангара





"домик" - это своеобразный "алтарь" над священной книгой сикхов
Ади Грантх, Гуру Грантх Сахиб.



Существенная деталь - сикхи на своих собраниях добросовестно сидят на полу, вне зависимости температуры пола и присутствия или толщины ковров на полу. Я пока была в Индии, я поражалась - все дамы, извините, сидят на пятой точке "в позе индийского йога", поджав ноги, причем "пятая точка" прикрыта только тонким шифоном сальвар-камизов, часами! на холодных полах в любую погоду в гурдваре. Да, на полу расстилают маты, но обычно они тонкие, или вместо матов постелены тонкие половички, да и в +5 - +10 (а именно такая погода зимой в Панджабе) маты как-то несущественны. Как они еще и толпы детей умудряются рожать? Хотя, женское здоровье в Индии - это вообще плач Ярославны, потом как-нибудь более приватно расскажу.

Я, если надо, в гурдварах сидела на коленях (костям как-то не холодно, а "пятая точка" на пятках вполне себе нормально себя чувствует), собирая удивленные, даже иногда презрительные взгляды индианок на "избалованную белую". А тут в Никосии как-то был момент, когда раздавали тот самый обед, и когда все по идее сидят на тонком коврике в ряд на полу: я за минуту до приземления "пятой точкой" ловко сложила в несколько слоев пальто, которое у меня с собой было, и на него приземлилась. Так индианка напротив мена на меня ТАК посмотрела, что мне захотелось вскочить в ту же секунду как ужаленой, и только присутствие Че и то, что уже раздавали обед, меня остановило, хотя я и поняла, что так возмутило индианку.

Дело в том, что само просиживание на одном коврике в ряд для сикхов символизирует равенство. А я, дескать, своим пальто под "пятой точкой" "возвысила" себя над другими. На что я подумала, что мне здоровье дороже.

Плюс, в никосийской гурдваре опять ощутила "the mem effect" - это когда на тебя, белую, все индийцы как на чудо-чудное, диво-дивное смотрят, не отрываясь. Ну как же - белая в гурдваре!!! =))))))
Tags: cyprus, indian culture, sikhism
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments