?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Восхитительная anoushe рассказала про иранскую национальную концепцию, встречающуюся у некоторых иранцев: сюсюль !

Очаровательное слово сразу растащили по жж в ссылках =) А кто-то в коментах подсказал, что на русский это понятие можно передать как "сибаритный прагматизм". Орфографические словари не выдают ничего более компактного на русском языке:
  • носиться как дурак с писаной торбой
  • тетешкаться - бабушка моя так иногда на меня, не соображающую, куда поставить вазу, например, могла сказать: "Да поставь ты ее уже, что ты с ней тетешькаешься!" - хотя в оригинале это слово скорее к уходу за детьми имеет отношение
  • нище... но это более негативное и сюсюльничество - это к сибаритству ближе, чем к желанию сэкономить
  • рачительность? - но это тоже не всегда равноценно сюсюльничеству =)

    И все эти словосочетания не отображают всей глубины и широты хозяйственной иранской восточной души!

    словом «сюсюль» в персидском языке обозначается человек, который очень любит комфорт и физически страдает (вплоть до болезни) при его отсутствии... при этом ресурс, затраченный на достижение комфорта, сам по себе настолько значителен, даже избыточен, и, зачастую, приносит столько неудобств, что конечная выгода не то чтоб нивелируется совершенно, но как-то вот меркнет слегка. " (с) anoushe

    А пока вы читаете про "сюсюль", добавлю свои 2 копейки про некоторых, не будем показывать пальцем, хозяйственных панджабцев.

    comfort_zone
    Find your comfort zone - призывают индийские плакаты - фото из инета

    vs
    life_zone


    По тегу indian culture недавно была запись про индийскую культуру вечного детства - и часть этого феномена: вот это самое "сюсюльничество" - это когда


    (навскидку, что вспомнилось по поводу такого прагматичного сибаритствования)

  • индийцы едут в строго определенный магазин за тканями в соседний штат и только там покупают ткани потому, что 100 лет назад в этом магазине продавец дал скидку на чай их дедушке, проезжающему мимо. Они строго уверенны, что это - лучший магазин тканей в мире, и что скидка на ткани стоит поездки на 8 часов в одну сторону.

    Точно так же - могут долго оставаться в голодном состоянии, долго искать ресторан, часа по 2-3 даже, просто чтобы съесть блюдо строго подходящее под понятие правильного индийского блюда. Рядом может быть сто тысяч ресторанов с самой разнообразной едой - от въетнамской до полинезийской, но нет - мы будем искать индийский ресторан...

  • Могут часами стоять в очереди за билетами на поезда, хотя в современном мире уже все можно купить через интернет. Впрочем, индийские железные дороги - располагают к подобному способу покупки билетов все-таки

  • Пачками едут в Европу в "туры по Европе", при этом не видят больше одной улицы 1 города за один раз, пытаясь уместить в один день посещение 2-3х городов, безумно уставшие возвращаются с галочками: "Были в Париже, Риме, Лондоне, Амстердаме за 3 дня"

  • Могут проехать часа 2 за 1м тортом без яиц потому, что Вася Кумар сказал, что в таком-то магазине можно купить торт без яиц. А то, что этот торт можно купить прямо за углом, но на 10 баксов дороже - это уже не то.

  • Приезжают в домик в горах на отдых со своими сковородками, мукой, луком, чечевицей, рисом - в-общем всем, что необходимо для приготовления индийской еды. О том, что 2 дня можно обойтись и без чаппати и парантх с дал-ом - не может быть и речи.

  • Меня всегда поражал масштаб индийских магазинов в США: здесь можно купить всё, что нужно для индийской жизни - от скороварок любого размера и вида и всевозможных специй со всех уголков Индии до алтарей для домашнего индуистского храма, индийской мебели и свадебных качелей для индийских свадеб! Но! При этом - индийцы все равно предпочтут привезти или попрости кого-либо привезти, те же самые вещи или специи - из Индии!

    Пару лет назад свекровь приехала к нам в гости с чемоданом индийской послуды, полотенец, тряпочек для мытья посуды! А когда приехала сюда - Че нашел пластиковый раскладной стульчик в супермаркете - для стирке белья вручную в ванной.

  • Че может тратить 2-3 часа в день на сборы: тюрбан, борода, общие гигиенические процедуры.
    Может и за 15 минут собраться, я видела, я знаю, что в критичной ситуации - может!
    Но - предпочитает тратить вот те самые ресурсы, время, на достижение комфорта, что, с моей точки зрения - безумное расточительство реальной жизни, бесконечно бесценного жизненного времени. Особенно это ощущается, когда из-за сборов этих летят утренние планы, когда договаривались выйти в 7 утра, а выходим в 10, например. И время утекает песком сквозь пальцы. Потому, что некоторым комфорт в один определенный момент важнее ресурсов, затраченных на достижение этого комфорта.

  • Родители Че летят на другой конец США и. отделно, в Техас - просто чтобы побывать в одной особенной гурдваре.

  • В Индии, едем мимо гурдвары - надо зайти, и не просто зайти, а провести часа 2 - поесть лангар, посидеть-послушать песнопения. Хотя 2 часа назад планировали уже вернуться.


    Вот эта логика - устраивания бытовых сложностей, а потом героического преодоления этих сложностей, чтобы в результате получилось "как НАДО" или даже так: "как-надо-а-то-что-люди-скажут" - для меня - просто непостижима.

    Хотя нет, что это я: конечно я их понимаю - я собираюсь поехать на глубокий Север Штатов только для того, чтобы 3 часа участвовать в совместном триатлоно-безумии 3 000 человек =) Но это точно не потому, что я люблю комфорт или потому, что это "как-надо-а-то-что-люди-скажут"
  • Comments

    ( 53 comments — Leave a comment )
    Page 1 of 2
    <<[1] [2] >>
    ayloms
    Jun. 22nd, 2013 04:23 pm (UTC)
    "Вот эта логика - устраивания бытовых сложностей, а потом героического преодоления этих сложностей, чтобы в результате получилось "как НАДО" или даже так: "как-надо-а-то-что-люди-скажут" - вот да. обеими руками!!!
    я предпочитаю в моменты массового помешательства отключать голову и вопросов не задавать, иначе от логики происходящего делается дурно иногда :)))
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 09:01 pm (UTC)
    мудрая женщина! Я не могу - мой минимализм-по-жизни и желание всё упрощать-упрощать-упрощать и быстро! просто кричат криком, когда я вижу эти танцы с бубнами! =)))
    (no subject) - ven_digo - Jun. 23rd, 2013 08:42 am (UTC) - Expand
    (no subject) - avatarakali - Jun. 23rd, 2013 03:10 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - ven_digo - Jun. 23rd, 2013 06:40 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - avatarakali - Jun. 23rd, 2013 07:10 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - ven_digo - Jun. 23rd, 2013 08:20 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - avatarakali - Jun. 23rd, 2013 09:18 pm (UTC) - Expand
    inkakris
    Jun. 22nd, 2013 04:59 pm (UTC)
    а ведь то, что ты описываешь, в большинстве случаев не сюсюль даже,а консерватизм!
    ярко выраженный
    ох, я вот не делаю себе сложные прически, потому что некогда
    представляю, сколько надо аккуратно тюрбан наматывать...
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 09:00 pm (UTC)
    с тюрбаном - это личная фишка именно Че!
    Все остальные сикхи, каких я знаю, заматывают тюрбаны минут за 5! Даже его папа, у которого тюрбан отличается исключительной аккуратностью!
    А Че скурпулезно, с геометрической выверенностью укладывает эти слои материала ежедневно: у него реально портится настроение на целый день, если тюрбан вдруг не вышел так, как ему хочется, а перекручивать уже некогда! =)))
    (no subject) - nervo4ka - Jun. 23rd, 2013 03:07 am (UTC) - Expand
    (no subject) - avatarakali - Jun. 23rd, 2013 03:00 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - artalex - Jun. 24th, 2013 12:03 pm (UTC) - Expand
    (Deleted comment)
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 08:57 pm (UTC)
    конечно, не знаешь - у тебя круг общения несколько иной. А вот айтишники-индийцы, особенно молодежь, впервые начавшая зарабатывать, рвется в такие туры пачками - ребята по 25-27 лет собираются в стайки и так вот вместе и прыгают по европейским городам. Или молодожены - в свадебные путешествия.
    ladysunrise
    Jun. 22nd, 2013 05:15 pm (UTC)
    ах, как я посмеялась про скидку дедушке на чай! :)
    А сборы Ч. мне напомнили одну, как пишут, классическую китайскую задачу:
    http://sofimam.livejournal.com/351513.html
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 09:26 pm (UTC)
    C огромным интересом прочитала!
    там про оправданную определенными целями роскошь, правда. А не про бесцельно-бытовую и даже не сильно-то и роскошь.

    да, меня поражала эта непрактичная практичность!
    gatta
    Jun. 22nd, 2013 05:16 pm (UTC)
    Пункт про туры по Европе напомнил. На майские праздники мы летали в Рим на 5 дней. Этого, к слову, очень мало. Посмотреть все за это время нереально. Так вот, очень хотелось в Помпеи, и мы взяли экскурсию. Оказалось, мы присоединились к какой-то постоянной экскурсионной группе, которая вместе уже несколько дней. Полный день, с раннего утра до позднего вечера - Неаполь и Помпеи. В Неаполе буквально пронеслись бегом по одной улице. В Помпеях тоже посмотрели немного, как выяснилось. А пока ехали обратно в Рим, узнали, что данная группа завтра едет рано утром во Флоренцию. У них тур такой - Италия за 10 дней. Вот так они и ездят с места на место в одном и том же автобусе, в одном отеле максимум одну-две ночи. "Завтра будет тяжелый день", - сказала соседка по автобусу своей подруге. Так я впервые узнала, что такое туры по Европе. Что можно запомнить, ощутить, "увезти" с собой из такой поездки, уму непостижимо. И удовольствия никакого.
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 09:32 pm (UTC)
    вот-вот, такие путешествия меня просто поражают - ну вот зачем, смысл?

    Мне очень жаль, что у нас на Рим было только 4 дня, безумно мало и я тааак хочу туда еще раз, и на неделю минимум!
    dessert_flower
    Jun. 22nd, 2013 06:18 pm (UTC)
    При всей моей неприхотливости в условиях дороги (а я могу быть ооочень неприхотливой и терпеть не могу избалованных и капризных), доля сюсюльничества (я бы назвала по-русски сибаритством) у меня есть. И приличная такая.
    На пикник я загружаю машину так, чтобы обеспечить себе максимальный комфорт. Конечно, мне далеко до наших арабов, которые везут ковры, подушки, кастрюли и прочее, но тем не менее.
    Помню, на Украине еще я, при походе в театр в одиночестве, покупала сразу всю ложу, чтобы не сидеть скрючившись в партере, а в ложе выстраивала стулья диваном и располагалась со всеми удобствами, сняв туфли и вытянув ноги на стулья. :) Очень комфортно себя чувствовала, до сих пор вспоминаю эти походы с теплотой в душе. :)))
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 08:51 pm (UTC)
    оооо, с ложей в театре - эттто сибариииитство! =)))) Заценила масштаб!

    да, слышала про арабские пикники =))) karolina_1 как-то рассказывала про бахрейницев =)))

    правильно, есть своя правда в определенной доле сюсюльничества или себаритствования =)
    sue888
    Jun. 22nd, 2013 06:48 pm (UTC)
    но у каждого свои приобритеты
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 08:52 pm (UTC)
    yup =) о том и речь =) просто феномен занятный =)
    (no subject) - sue888 - Jun. 23rd, 2013 05:34 am (UTC) - Expand
    (no subject) - sue888 - Jun. 23rd, 2013 05:36 am (UTC) - Expand
    (no subject) - avatarakali - Jun. 23rd, 2013 03:12 pm (UTC) - Expand
    la_masque
    Jun. 22nd, 2013 07:46 pm (UTC)
    Спасибо за ссылку на интересный журнал)
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 08:53 pm (UTC)
    на здоровье! у anoushe очень интересно еще про иранскую кухню много чего есть почитать!
    (no subject) - la_masque - Jun. 22nd, 2013 10:06 pm (UTC) - Expand
    saad_zaghloul
    Jun. 22nd, 2013 11:08 pm (UTC)
    Надь, это не сибариты. Сибаритство - строго любовь к роскоши.
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 11:18 pm (UTC)
    я знаю!!! И поэтому и не могу точно отобразить это.. это... это на русском! =)
    (no subject) - blackdiver - Jun. 23rd, 2013 11:53 am (UTC) - Expand
    (no subject) - avatarakali - Jun. 23rd, 2013 02:48 pm (UTC) - Expand
    saad_zaghloul
    Jun. 22nd, 2013 11:26 pm (UTC)
    Да, а я прямо как твой Че - тоже люблю на сборы часа 2-3 тратить, хотя могу собраться за 20 минут, и это вместе с собиранием чемодана в двухнедельную поездку :-D И ещё люблю с собой возить килограммы любимого суфле для душа - трачу на него в месяц 70 баксов - мне его специально для меня женщина варит ))))) Хахаха, и не подозревала, что я сюсюль )))))

    О. и ещё я тоже могу искать нужный ресторан часами - как-то ехала за 500 км в Circle K за их Hazelnut coffee (ну, правда, в Америке обычно кофе отвратный, а на Circle K он потрясающий, даже если и не Hazelnut), потому что в том штате, где я была, Circle K не было. 2 недели назад в Италии дважды ездила 150 километров по горным серпантинам в соседний город, чтобы поесть в индийском ресторане - ну не хотела я никакой другой еды, кроме индийской ))))

    К маникюристам, парикмахерам и прочим косметологам могу на другой конец города по пробкам ездить, если привыкла.

    Ужас, убила бы себя от раздражения, если бы так сильно не любила :-D
    avatarakali
    Jun. 22nd, 2013 11:38 pm (UTC)
    вот-вот, эти поиски еды за 150 км =)))

    если к этим милым шалостям с любовью - это единственный способ не повбывать-бы ;)

    меня можно в ответ обвинить в совершенном организационном раздолбайстве в плане путешествий, маникюров и прочих косметологов =)
    53miles
    Jun. 23rd, 2013 05:15 am (UTC)
    забавно :)
    мы ближе к минимализму, пожалуй.
    пытаюсь вспомнить теперь, в каких ситуациях я могу сюсюльничать.
    avatarakali
    Jun. 23rd, 2013 03:12 pm (UTC)
    это замечательно, что ближе к минимализму! Вы легки на подъем и вообще замечательные, уже 3 штуки ;)
    chatte_blanche
    Jun. 23rd, 2013 02:36 pm (UTC)
    "конечно я их понимаю - я собираюсь поехать на глубокий Север Штатов только для того, чтобы 3 часа участвовать в совместном триатлоно-безумии 3 000 человек"

    ну, там на выходе четко определенный результат - время. плюс достижение его запланировано и поэтапно. а сюсюльничество конкретной цели не имеет, скорее определенное хаотичное собирательство и использование всего подряд.
    :)
    avatarakali
    Jun. 23rd, 2013 03:15 pm (UTC)
    не обязательно хаотичное - в наборе кастрюль и сковородок до смерти необходимых для готовки индийской кухни в походно-полевых условиях тоже может быть своя цель и система! ;) Но просто если в уравнении ресурс vs результат ресурсы тратятся огромные, а результата все равно как бы и нет - ну поспал на коврике на пикнике или выпил холодную воду из термоса вместо теплой - смысл? - вот это оно тогда.
    (no subject) - chatte_blanche - Jun. 23rd, 2013 03:20 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - avatarakali - Jun. 23rd, 2013 03:27 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - chatte_blanche - Jun. 23rd, 2013 03:33 pm (UTC) - Expand
    cytherella
    Jun. 24th, 2013 02:04 am (UTC)
    Это такая разновидность консерватизма и боязни нового:)

    Мы собирались русской компанией на день благодарения, все что то приносили из еды. Я, как мне казалось логично, сделала стручковую фасоль и пюре из сладкого картофеля, т.е традиционные американские гарниры. Из присутствующих русских ВСЕ заявили что пробуют впервые и им очень нравится. При том что все живут в США не менее 10ти лет. Это я к тому, что русские тоже часто консервативны, варят борщи и режут оливье и им в голову не приходит попробовать что-то другое:)
    avatarakali
    Jun. 24th, 2013 12:16 pm (UTC)
    согласна! У нас на работу русские коллеги носят из дома гречку с котлетами =) меня умиляет =)

    ну и да, удивляются, а что же я ем =)
    olhanninen
    Jun. 24th, 2013 08:19 pm (UTC)
    Знаете, а что я подумала? Даже сказать страшно - а вдруг сюсюль и есть культура? Или ее суть.
    Прочитала с большим интересом, попыталась представить.
    Отсутствует как бы лучшее качество (торт), удобство (ручная стирка), быстрота (утренние сборы). Но с чьей точки зрения? С нашей, кому это кажется неважным, предпочтительным иное. А они просто видят иначе.
    Для них непонятно, зачем, например, ехать смотреть на оригиналы картин, слушать оперу в исполнении великих певцов и прочее в том же духе.
    Так я не пойму тех, кто вкалывает ради покупки гучи-вонючи, а они что я не заморачиваюсь брендами и предпочитаю лениться или путешествовать.
    avatarakali
    Jun. 24th, 2013 08:34 pm (UTC)
    дааа, кстати! Замечательное сравнение с брэндами!
    Я уже забыла про этот феномен, а ведь действительно - огромная масса людей тратит совершенно непомерные ресурсы ради вот этих самых гучи и прочих вещей.

    в плане минимализма как раз Ваш дом вспоминаю в качестве примера =)

    (no subject) - olhanninen - Jun. 24th, 2013 08:40 pm (UTC) - Expand
    anoushe
    Jun. 26th, 2013 08:26 am (UTC)
    +++
    индийцы едут в строго определенный магазин за тканями в соседний штат и только там покупают ткани потому, что 100 лет назад в этом магазине продавец дал скидку на чай их дедушке, проезжающему мимо.
    +++

    А-ха-ха. Это вот точно про иранцев. Мы тоже в Иране йогурт покупаем в этом магазине, а бытовую технику строго вон в том, причем вон в том может быть даже дороже, чем везде вокруг, но просто есть какие-то отношения. Сестра мужа на полном серьезе обсуждала необходимость покупки специального подарка продавцу из магазина, где она регулярно закупается. Я, правда, не уверена, что это связано с понятием "сюсюль", но вот эта вот сеть межличностных отношений однозначно важнее, чем в наших широтах.

    +++
    Приезжают в домик в горах на отдых со своими сковородками, мукой, луком, чечевицей, рисом - в-общем всем, что необходимо для приготовления индийской еды.
    +++

    Однажды мы видели в аэропорту семейство, которое везло в Украину пару мешков риса. Там больше ста килограммов было. Мы внимательно на них смотрели, потому что очень любопытно было, как они за это добро станут платить, но потом оказалось, что они из посольства и платить не будут в принципе. Но даже если бесплатно... Конечно, рис в Украине и в подметки иранскому не годится, я даже не сомневаюсь уже, но он все же есть, и чтоб мешками его возить...
    Page 1 of 2
    <<[1] [2] >>
    ( 53 comments — Leave a comment )

    Tags

    Latest Month

    October 2017
    S M T W T F S
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031    
    Powered by LiveJournal.com
    Designed by Tiffany Chow